начало сентября

Короткой строкой о школьниках
Илья нашел школу для прикрепления, но документы от Битнера пока не пришли. Успеют ли до 9 сентября? Собирается на курсы в МГУ, а там нужна справка из школы:( Попробуем обойти?
Ваня радуется возвращению в Донскую. Снова играет с друзьями в настольные игры, про учебу пока не слышала подробностей:)
Уля привычно стонет от школы. Договорились, что если ей хочется, чтобы ее пожалели-обняли-погладили, нужно сказать об этом, а не заводить волынку про ужасную усталость, не-могу-в-школу и подобное. То, что почти в любой момент она может уйти учиться домой, она знает, но капать почему-то продолжает.
Витя вслед за Улей устает, но рвется скорее сделать уроки. И делает их уже в своей комнате, и может быть, даже на столе, а не на полу!

Таня тоже поддалась всеобщей школизации и просится на занятия, или дать ей хотя бы тетрадки с заданиями. Сегодня училась: ткать на бердо, писать длинной палкой на земле крючки и цифры, читала "Арбуз у Зубра" и разгадывала спрятанные в "Зубаке" слова. На бердо соткала очелье, цифры покрыли весь двор, незанятый Сониными кругами, прочитала 4 страницы(т.е примерно 12 анаграмм) Ну а вечером помогала мне в группе с новичками-пятилетками.

Поверхности второго порядка

Вот, нашла в сети инструкцию к изготовлению гиперболоида
http://www.georgehart.com/skewers/skewer-hyperboloid.html
Хочется сделать еще такое

и еще немного ссылок
http://mathcraft.wonderhowto.com/how-to/make-hyperbolic-paraboloid-using-skewers-0131751/
http://www.cutoutfoldup.com/902-hyperbolic-paraboloid.php

Математика на улице

Не хватает времени писать про занятия, так жаль!
А сейчас пока даже готовиться толком не могу, а надо провести открытые уроки и набрать детей.
Сегодня поучаствовала с "Умной Крохой" в дне города Жуковского, было задумано много, но дождь!
В результате с детьми удалось только поразвлекаться со счетом, целый час, Возраст - от 3 и до 9 лет.

С малышами считали до 5, выкладывали ряды из стеклянных камушков, раскладывали фасоль по конфетной коробке,угадывали, сколько спрятано. трехлетняя барышня, когда дошла ее очередь, все время прятала все. Долго возилась... Так интересно было бы подсмотреть, что она делала, но я честно сидела, закрыв глаза. Пожалела, что не припасла для них тарелочки, прищепки, задания разные. И земля была мокрая, идеи с шишками-палочками реализовать не получалось.

6-леткам я раскладывала камушки в конфетную коробку, открывала на 2-3 сек, называли количество. в сложных случаях можно было восстановить картинку в таких же ячейках. В какой-то момент прорезается творчество, прикрывала и тоже спрашивала - сколько камушков использовали или сколько пустых. Обращала внимание на симметрию.

Второкласснику Никите задание все усложнял и усложнял младший братик, После 10 считать стало уже сложно, поэтому предлагала выкладывать по памяти и пересчитывать. Мама ужасается: "что ты делаешь, там было не так", а он... выложил "негатив", т.е. камушки в те ячейки, которые были не заняты в "загадочной" коробке. А еще раньше он верно угадал коробочку, где пряталось ровно 100 предметов, правда при пересчете там почему-то оказалось 99 фасолин:) до сих пор не знаю, в какой момент сбежала фасолинка.

Некоторые родители участвовали тоже, угадывая количество предметов в коробочках, восстанавливая рисунок по памяти. Я люблю так, а не реплики - "ну подумай", "да нет же..."

Решив, что надо менять сыпучий материал на ползучий, я временно попрощалась с моими прекрасными мальчишками, позвав приходить еще позже и приготовила веревочки, но образовалась пауза. Я выдохнула, решив, что маленький отдых не помешает, пообщалась с  коллегами, у которых тоже никого не было в этот момент, а потом веревки начали на них нападать. То в одежду вцепятся, то наручниками спутаются. Девушки с честью вышли из этих испытаний, хотя с наручниками оказалось очень сложно. Потом моими веревочками заинтересовались малыши, и мы с кем-то повыкладывали картинки, потом порисовали - поиграли в закаляку и ... пошел дождь. Мелкий, долгий, он даже прекращался и мы планировали продолжить, я начала собирать гиперболоид... Ливень, очень зрелищно смывший оставшихся посетителей, бурлящими ручьями стекавший к сцене, заставил перебраться в шашлычную палатку и отказаться от наполеоновских планов. Но гиперболоиды мы все-таки сделали. 3 шт:) И пожалели, что не устроили гигантский запуск корабликов:)

Что не успела: поиграть в настольные  и подвижные игры, сделать веревочную головоломку, построить макет Шуховской башни, растягивать звезды из веревки и рисовать их, определить высоту деревьев, проводить построения на местности с колышками и веревкой.

Ну и без сомнения, у меня паслись и малыши, но вот одновременно с 3х и 7-летками заниматься не удалось, я увлекалась старшими, они моя целевая аудитория сейчас. Думаю, что нужно придумывать больше и для малышей, предлагать что-то поделать с родителями.

Заключительное занятие у младших. Из гусеницы в бабочку

Мне прекрасно помогли старшие кружковцы. Так получилось, что все они собрались пораньше, а их пространство было к этому не готово — детский садик разбирал свои вещи. И я попросила их нарисовать план маленькой комнаты и спрятать там ключи.

Ну а начать занятие пришлось игрой в «Коварного лиса» - уж очень соблазнительно в нее играли старшие дети! Поэтому все оказалось не совсем так, как было запланировано.

В кругу поговорили о животных, у которых дети совсем не похожи на взрослых. Догадаться оказалось сложно даже для эрудированного Леши.

Гусеницы из бусин — напоследок я решила сделать задание на «лишнего» не на листочке, а «вживую». Обсуждали, чем отличается каждая от всех остальных. Все уникальные гусеницы нашли своих заботливых хозяев.

Любимая еда гусениц, листья, оказалась продырявленной, добрым детям предстояло заполнить их пропущенными числами. Самая младшая Соня справилась с этим быстрее всего и я предложила ей рисовать портрет своей гусеницы на обратной стороне листочка.



Мне очень хотелось провести весь цикл из гусеницы в бабочку( и сделать бабочку-балансир), поэтому мы помогли гусенице превратиться в куколку, обмотав ее шерстяными нитками. Потом спасались от паука, пролезая через паутину из веревочек с закрепленными кое-где бубенцами. Как удобно было пролезать босиком! Для наших куколок нужно было найти тихое место, и мы сложили вазы из кусочков фетрового танграма.

И вот тут время перестало меня слушаться — поняв, что одна из наших самых дисциплинированных участниц вот-вот убежит на музыку, я переключила детей на поиск запрятанных ключей и шкатулки с кладом. Жаль, что пришлось делать это довольно быстро. А мне так хотелось, чтобы дети попробовали «довести» друг друга до правильного места!  Оставим на будущее. Каждому удалось найти свой красивый ключ, шкатулка открылась и подарила свои игры и сладости моим маленьким ученикам.

И мы расстались на лето, надеясь на встречу с новым и интересным в следующем году.

Немного фотографий с занятий

заключительное занятие у старших

Поскольку все начали собрираться раньше, чем закончилась уборка в классе, очень удачно привлекла детей к помощи в организации поиска клада для младших. Пока я готовилась к занятию , мальчики рисовали карту маленького класса и прятали ключи. Подошедшие позже — проверяли выполнимость задания:) Получилась отличная карта! Спасибо большое всем, кто помог доставить малышам удовольствие:)!

Продолжили рисованием более сложной карты нашего большого класса. Благодаря Людмиле у нас был план без мебели и требовалось только расставить на плане шкафчики и столики. Но как же их много! Общими усилиями получилась карта, на которой должны были постепенно проявляться следы лиса. Вообще-то я собиралась устроить какой-то другой конец, но мой Витя уверен, что надо искать клад, желательно на каждом занятии:)

А пока...

нам удалось организовать три команды — команду девочек, мальчиков и мам.

Начали мы с решения задач, в которых можно улучшать результат.


  1. Написать как можно более длинную фразу, состоящую из осмысленных слов, буквы в которой не повторяются. Получились фразы из 12, 11 и 19 букв. Непросто было детям в командах договариваться о том, чью фразу выбрать.


  2. Натянуть на геоборде 5Х5 три многоугольника так, чтобы общее количество вершин было максимальным. Могу ошибиться, 13, 19 и 21 вершина появилась у команд.


Таким хитрым способом проверили готовность команд:) После чего все получили задачи, сочиненные в течении года детьми( к сожалению, их получилось не так-то много). Мамам повезло решать все, и они прекрасно сравились, не без труда. Мальчики и девочки решали задачи, сочиненные детьми из другой команды.

За решение каждой задачи на плане появлялись следы, оставленные хитрым лисом, похитившим наши подарки. Немного поговорили про задачи, вызвавшие трудности, проголосовали за самую интересную задачу. И наконец-то отправились искать следы, оставленные лисом в классе. Нельзя сказать, что это было просто, но поиски вызвали большое воодушевление, и хотя мы нашли не все подсказки, все же смогли разоблачить лиса и найти записку, принадлежашую ему.

Бумажный ковер нагрели( ковер, отмеченный на плане) и увидели проступившую надпись: КЛАД ОХРАНЯЕТ ЛЕВ. Не сразу смогли найти льва. А ведь это было единственное место, куда я могла спрятать большую шкатулку, и где ее не могли случайно обнаружить игроки:)

Клад найден, мы чудом уложились в отведенное время( 1ч 10 мин), быстро собрались и перешли в маленький класс, где подвели итоги голосования за лучшую задачу. Победила дружба:) - каждый сочинил хотя бы по одной понравившейся задаче.

По традиции в маленьком классе продолжили играть. В «Коварного лиса», теперь уже по правилам, Егор взял на себя мам и обыгрывал их в СЕТ.



В конце я поздравила всех с окончанием учебного года и подарила каждому "Алису в стране математики". Когда-то эту книгу с удовольствием читала моя не очень математическая Уля. Надеюсь, что мои замечательные дети тоже с удовольствием прочитают ее.

Очень жаль, что я все еще не могу фотографировать на занятиях, и только в конце привлекла к этому мам. Поэтому фотографий немного.

Маленькие исследования школьников

Каждый раз стараюсь чем-то озадачить школьников и родителей дошкольников. Сегодня после обсуждения и решения множества задач на взвешивания, дала "в руки" задачу - натянуть на геоборде 5Х5 как можно больше непересекающихся и не касающихся четырехугольников. Потом усложнила - сделать четырехугольники различными.
Горжусь Витей и Славой - вместе победили! - 5 различных четырехугольников. Родители тоже молодцы - смогли приблизиться, натянув 5 четырехугольников.
В прошлый раз была скорее физика, связанная с равновесием( к теме весы:)) - поставить на палец спичку, с помощью пластилина и проволоки. Условие: пальца касается только спичка, одним концом.
Так радостно, когда родители тоже делают маленькие открытия рядом с детьми!

38

Собака приобщилась к празднику заранее, стащив неполоманную половину коржа(для торта Панчо).
Живем...
Утром ждала на лавочке наших музыкальных детей, готовясь к завтрашнему уроку и внезапно просыпалась посреди какой-нибудь задачи.
Съездила за подарком для папочки, у которого день рождения через 3 дня.
Замечательно позанималась в садике с разновозрастной группой. Чувствую себя жонглером, у которого чудом не раскатились шары. К середине занятия двое строили что-то свое, двое - играли в "воздушный бой" на таблице сотни, еще трое -наперегонки собирали фигурки пентамино из кубиков. Выясняли, нет ли совпадений. Довольно долго искали( уже все вместе) последнюю фигурку. Я подсказывала, из каких она может получиться. Так здорово, что каждый нашел несколько разных фигур, при этом был азарт, но не было соревнования-сравнения друг с другом и расстройств! После проделанной работы пятеро ушли в сюжетную игру-стрелялку, а двое прекрасных дам собирали фигуры пентамино. Самая младшая придумала прекрасного поросенка в мою копилку:)
Съедила за походной обувью для Вани, забрала Витю и подарок от родителей. Буду шить! Встретила из театральной студии Улю.. и боролась с пробокой и сном:(.
А дома меня ждал клубок из младших детей, который почти весь вечер с звуковым сопровождением катался вокруг меня с маленькой солисткой-сопрано на руках. Старшие накрыли красиво на стол, Илья смог устроить перерыв в друг-друга-валянии младших. Собака продемонстрировала прыгучесть, пытаясь тоже залезть на ручки к Илье. И в честь праздника ей перепала Танина конфетка - исчезла, не долетев до пола.
Как же приятны подарки от детей! Оказывается, утром они навели порядок в кухне, а я-то не поняла, кто постарался;) И вечером Уля вновь перемыла посуду и почитала Тане, и сделала уроки без обычного спектакля: "не хочу-не могу выносить такую жизнь".
Ну и теперь у меня есть красивое блюдечко от Ули и мобиль на окошке с мартиничками и птичками от Вани.
И спящие дети. Уютная собака.

(no subject)

Мы с удовольствием путешествовали с Марко Поло! Не хватило времени писать и делиться впечатлениями. Делали гондолы, разгадывали загадки, узнали, почему в Венеции носили обувь на метровой подошве, делали мозаику, лепили верблюдов и маслянные лампы, ткали ковры и гасили свечку банкой...
Здорово, что можно отправиться в путь, не выходя из дома и столь разновозрастной компанией. Интересное находилось для детей и взрослых, и школьники тоже узнавали новое. Мы двигались в своем темпе, поэтому еще не вернулись в Венецию.
Скоро отправляются новые экспедиции - 15 марта можно отправиться с Марко Поло, а 28 марта - с муравьем-путешественником на Кон-Тики. Мы собираемся вернуться в Венецию и снова в путь!
Кто с нами?

Дошкольники придумывают задачи

Готовила для дошкольной группы задание "Четвертый лишний" и с ужасом поняла, что чернил в цветном принтере так и нет:( Пришлось рисовать черно-белые картинки. Воспользовалась одной строчкой из "Математика в твоих руках", остальные рисовала сама.


И таким увлекательным показалось мне придумывание "Четвертого лишнего" с многими вариантами, что подумала поделиться этой радостью и с детьми:) Для этого заготовила строчки с одним лишним элементом, вручила цветные карандаши и попросила дошкольников сделать так, чтобы "лишним" мог считаться какой-то другой элемент. Можно просить "Спрятать того, кто выделяется".


Четырехлетней Соне это оказалось сложно, она справилась с помощью, зато остальные просили еще и еще!

А в непростой детсадовской группе один из мальчишек придумал сложную задачку для меня на геодоске: какая резиночка была первой? Отыскать ее среди пары десятков подруг оказалось непростым делом, и мне охотно взятись помогать другие дети. Мне самой использовать геодоску для задачи про порядок действие пока в голову не приходило. Горжусь Ваней!

А какие задачи удавалось придумать вашим малышам?